Тороповская школа
Это здание в Торопово строилось вместе с церковью, примерно в 1780 г. Аполлон Павлович Кругликов в своих воспоминаниях пишет, что «разделив состояние, Венедикт Александрович уехал жить в Торопово к своему младшему сыну – моему деду, и умер там в 1811 году, имея отроду 94 года... Дом, в котором умер мой прадед, существует и теперь. В зале помещается сельская школа...»
В последствии эта церковно-приходская школа была преобразована в училище (на фотографии 1914 г. видна вывеска "Училище"): «в 1842 году первое в Даниловском уезде народное училище было открыто в селе Вятское, через десять лет училище такого же типа появится в другом казенном селе Даниловского уезда – Середе, а еще через десять лет в селе Тороповском» (Мальцева Н.Ю. Народное образование в селе Вятское).
Из воспоминаний А. Д. Тимрота:
«До начала XX века в Торопове была 3-классная церковно-приходская школа. В ней было два больших зала, служивших классами, и две комнаты, одна учительская, а другая для учительницы. Первой учительницей была Любовь Михайловна Смирнова, моя тетя.
Когда мой отец стал председателем уездной земской управы, стали строить типовые земские школы и медпункты. После того как была в Торопове выстроена земская школа, церковно-приходская школа была ликвидирована, а новая школа была превращена в 4-классную. В ней были две классные комнаты, зал, комнаты для учителей, комната для детей и кухня. В комнате для детей ночевали девочки на нарах, а мальчики ночевали в зале, на двухэтажных нарах. Это была типовая земская школа, которые строили по всей России, где были земства.»
Из воспоминаний П. В. Копейкина:
«В те годы [1930-е] учиться начинали с 9 лет. Старшеклассники – 3 и 4 класс – считали себя уже взрослыми парнями и некоторые потихоньку покуривали... В классных комнатах занимались одновременно по два класса: 1-ый с 3-м и 2-ой с 4-м. Соответственно парты были расставлены в 2 ряда, по 12 парт в каждом ряду. Парты были длинные, на 4 человека с двумя чернильницами-непроливашками на каждой. На торцовой стене в комнатах висели по две классные доски. В темное время классы освещались висячими и настенными керосиновыми лампами. Каждая учительница занималась с обоими классами поочередно. Поэтому, когда одному из классов нужно было объяснять новый урок, другой класс получал задание на самостоятельную работу.
Из учебников в 1 классе были «Букварь» и «Новая деревня» со стихами и рассказами для самостоятельного чтения. Основы арифметики осваивали с помощью счетных палочек, вырезанных из сухих прутиков малины. В следующих классах начинали изучать русский язык, арифметику, естествознание. Уроки истории начинались только в 4-м классе... Большая проблема была с тетрадями. Писали в основном между строк в старых книгах, в том числе и церковных...»